С чего начинался парктроник: История развития парковочных устройств

Установка заднего парктроника от CarWorksИспользуя в повседневной жизни современное оборудование, значительно облегчающее процесс вождения и повышающее безопасность езды, редкий владелец машины задумывается о том, как и почему ему достались попавшие в оснащение автомобиля гаджеты и устройства. Одним из таких незаменимых устройств с продолжительной историей является современный парктроник, без которого уже не видят свое авто водители всех категорий – и недавно севшая за руль молодежь, и предпочитающие полную автоматизацию автоледи, и даже опытные автолюбители с насчитывающим несколько десятилетий водительским стажем. Об истории появления парктроника в современном техническом исполнении и пойдет речь в этом небольшом информационно-ознакомительном материале.

С чего начинался парковочный радар

Для начала необходимо пояснить, что наименование “парктроник” существует только в русском языке, где с его помощью именуются устройства помощи при парковке. В других странах название электронного помощника серьезно разнится, в зависимости от предпочтений конкретных автопроизводителей, имея следующие варианты наименования:

• помощник при парковке;
• парковочный пилот;
• мобильный парковщик;
• парковочный ассистент;
• парковочная система;
• видеопомощник (для вариантов с камерой) и т.д.

Как видно, у удобного гаджета существует множество названий, прямо или косвенно характеризующих цель его существования – облегчить процесс паркования для севшего за управление водителя. Какое из них лучше, решать предстоит владельцу транспортного средства с установленной на него защитной системой.

А теперь непосредственно к истории появления парктроника в известном автолюбителям виде и функциональном исполнении.

Самый первый помощник при парковке

Известный специалистам первый в истории парктроник – механическое приспособление для предупреждения столкновения из стальной хромированной проволоки в форме пружины под названием “карбфиллер” (от англ. “Curb Feeler”, что в вольном переводе означает “нащупать бордюр”).

Карбфиллер цеплялся на обоих бамперах – заднем и переднем, удлиненными “щупами” наружу, формируя своеобразную щетину из реагирующей на прикосновения с бордюрами и другими препятствиями пружинистой проволоки. Когда такая пружинка упиралась в препятствие, за счет физических свойств напруженного изгибом материала проволочка издавала характерный металлический скрежет.

Цель создания и установки карбфиллера – предотвратить повреждение дорогих и тщательно отполированных бамперов на моделях а/м середины XX столетия. Именно в 50-е годы появились прародители парковочных систем, а страной происхождения механического проволочного парктроника стали США.

Однако столь простое приспособление, помогающее водителям при парковке, не способно в полном объеме удовлетворить их потребность в сохранении красивого внешнего вида сверкающих полированными и хромированными деталями автомобилей ввиду его несовершенства. Кроме того, услышать очень тихий звон карбфиллера на фоне играющей громко музыки из установленного в машине радиоприемника, что стало нормой в те годы для Америки и развитых стран Европы, было почти невозможно, а заставить “парковочные усики” звучать громче не представлялось возможным по физическим причинам.

Ультразвук на службе человека

На смену механическим парковочным ассистентам из металлической проволоки пришел ультразвук. В 50-е гг. 20 века ультразвуковые приборы, в первую очередь медицинского назначения, стали активно появляться в обиходе человека, – соответствующие разработки серьезно активизировались и спонсировались напрямую из государственного бюджета. Многочисленные исследования в вопросе распространения и возможного применения ультразвуковых волн в других направлениях деятельности кроме медицинской подтолкнули ученых в сторону бытовой сферы использования ультразвука. Путем “скрещивания” научно-медицинских разработок с электротехникой получилось создать известную сегодняшним автовладельцам технологию.

Неразличимые для человеческого уха звуковые волны в ультравысоком частотном диапазоне встали на защиту дорогого движимого имущества – парковочная система с ультразвуковыми датчиками появилась в 1978 году. Главные отличия первых в истории парктроников от актуальных сегодня устройств – количество и внутреннее устройство датчиков. Стандартный комплект “паркоассистента” состоял из двух радарных комплексов, которые, в свою очередь, состояли из парных компонентов – передатчик импульса и приемник ультразвукового сигнала имели раздельные корпуса, но устанавливались в непосредственной близости друг от друга. Следствием “раздвоения” стали и достаточно внушительные по меркам современных парковочных сенсоров размеры – на заре технологии парктроники имели крупные датчики с недостаточно хорошими характеристиками.

Для понимания разницы между появившимися на заре их становления первыми парктрониками и современными – в актуальных моделях ассистента при парковке приемник с передатчиком объединены в один датчик-пьезоэлемент, ставший по-настоящему миниатюрным и очень чувствительным. “Пробивная способность” такого паркодатчика составляет от 2 до 3,5 метра, тогда как самые первые в истории парктроники имели дальность обнаружения препятствий не больше метра, реже полутора-двух.

Электромагнитные парковочные системы

Следующий шаг развития парктроника – электромагнитные датчики, разработанные специалистами немецкого автогиганта Audi. Если ультразвуковые сенсоры приходится буквально всверливать в бампер, что требует создания технологических отверстий и использования различных креплений, то электромагнитный парктроник снабжается плоской сенсорной лентой, которая легко и быстро наклеивается поверх внешней защиты корпуса на простенький клей или двухсторонний скотч.

Серьезного развития и массового распространения электромагнитные сенсоры не получили по единственной причине – дальность срабатывания таких датчиков достигает всего 1 метра. Этого недостаточно для эффективного и своевременного оповещения водителя о предстоящем столкновении, однако применение электромагнитного парковочного устройства вместе с ультразвуковым парктроником и более дальнобойным собратом, о котором речь пойдет в следующем разделе материала, имеет право на жизнь в системах с роботизированным управлением и искусственным интеллектом.

Лидары

Следующий этап развития устройств-помощников водителя – оптические сканеры, в обязанности которых входит процесс распознавания окружающей обстановки при помощи интегрированных видеокамер. По сути, лидары – искусственные глаза, заменяющие человеческий орган зрения и отвечающую за распознавание предметов и образов часть мозга. Сканер для системы автопилотирования – сложнейшее устройство со множеством элементов, основную функцию в котором несут на себе “осматривающие” пространство на пути следования автомашины камеры и электронный “мозг”. Главная обязанность процессора и созданных программистами алгоритмов – правильно оценивать обстановку, и грамотно определять, что именно “видит” видеокамера перед авто, дабы распределить “увиденное” по множеству важных категорий, а именно:

• дорога для движения;
• стационарный объект;
• дорожные знаки и указатели;
• разметка;
• движущийся объект и т.д.

Эффективность сканера напрямую зависит:

• от количества и типа сенсоров;
• производительности системы распознавания образов;
• быстроты работы и эффективности программного обеспечения.

Именно программные алгоритмы являются основой для эффективной работы лидара, при этом неоспоримым преимуществом оптического сканера перед парктрониками – ранними и более поздними модификациями ультразвуковых датчиков, становится дальность выявления потенциальных препятствий для движения. По заявлениям разработчиков подобных систем, дальность самых лучших сканеров-лидаров достигает одного и даже полутора километров, для чего, однако, потребуется:

• ясная погода;
• прямая видимость;
• систематическая чистка сканеров;
• дополнительные датчики для езды в вечернее и ночное время.

Без хороших ассистентов лидар, в отличие от парковочных сенсоров, эффективно работать не сможет – для движения по автомобильным дорогам под управлением умной электроники с зачатками интеллекта требуется множество других датчиков, включая самый обычный парктроник на ультразвуковых волнах. Еще один впечатляющий минус оптических устройств – стоимость их разработки и создания, даже при крупносерийном производстве многократно превышающая цены на парктроники с любым числом сенсоров.

Вывод

Разработанные в качестве побочного эффекта исследований ультразвука гаджеты-помощники для автомобилистов – парковочные радары разной мощности и комплектности, продолжают оставаться очень востребованным и очень достойными ассистентами современного водителя автотранспорта любого класса – от миниатюрных сити-каров и легковых авто до мощных внедорожников и минивэнов, а также предназначенных для перевозки крупных грузов автофур и автопоездов.

Уже превысившая 60 лет история парктроника позволила значительно усовершенствовать серьезно облегчающих парковку электронных помощников, которые подразделяются на несколько классических комплектов:

4 датчика (минимальный комплект для односторонней установки на а/м);
8 датчиков (полный комплект для двухстороннего монтажа спереди и сзади);
задняя камера (отдельный элемент для установки сзади).

Камера заднего вида устанавливается с парктроником любой комплектации, при этом блок управления должен поддерживать подключение и работу миниатюрной видеокамеры, то есть обладать отдельным цветным или черно-белым дисплеем.

Компания CarWorks предлагает автовладельцам из Москвы недорогие услуги для автомобилей, включая:

монтаж автозвука;
установку ксенона;
тонировку авто (задних стекол и передних по ГОСТу);
бронирование стекол;
полировку кузова;
ремонт стекол автомобиля;
полировку фар;
обучение ремонту автомобильных стекол.
Ознакомиться с ценами на наши услуги можно прямо на сайте Мастерских.