Правильный автозвук Часть 1: Как выбрать динамики для магнитолы в автомобиль

Правильный автозвук от CarWorks часть 1Эта удобная для восприятия инструкция поможет автовладельцам сделать правильный выбор при покупке и установке автозвука в автомобиль – подобранные с учетом индивидуальных потребностей и технических характеристик динамики подарят водителю и пассажирам массу приятных эмоций и долгие часы радующей слух дорожной музыки.

Чтобы получить желаемое, необходимо ознакомиться с краткой информацией об особенностях и ключевых параметрах применяемых для организации автозвука в машине колонок, которых на современном потребительском рынке представлено до нескольких тысяч различных моделей.

Что влияет на качество динамиков

Какими результатами установки автомобильной акустики хочет порадоваться водитель и владелец а/м? Итогом правильно подобранного и качественно установленного комплекта – мультимедийной системы либо автомагнитолы с соответствующим набором звукоизлучателей, должны стать:

• чистое звучание;
• громкий и качественный звук;
• отсутствие помех и наводок от используемых в салоне приборов и устройств;
• необходимый комфорт при прослушивании композиций в условиях движения по асфальтированному полотну и гравию.

Что может повлиять на качество звучания колонок? Перечислим основные факторы, оказывающие прямое влияние на итоговое качество звука:

• расположение динамиков;
• мощность колонок и соотношение перед/зад;
• число каналов;
• наличие/отсутствие усилителя;
• вибро- и шумоизоляция в салоне;
• использование сабвуфера;
• качество акустического кабеля и проводов питания;
• правильная укладка проводки.

Чрезмерное превышение басов над средними и высокими частотами окажет негативное влияние на восприятие воспроизводимой в салоне музыки любого жанра. То же самое произойдет и при полном отсутствии низких частот с чрезмерным выделением высоких.

Такие же негативные последствия ожидают автовладельца при неправильной балансировке передних и задних динамиков – если первые окажутся слишком громкими, то вторые разместившиеся спереди пассажир и водитель попросту не услышат, что серьезно нарушит формируемую внутри авто акустическую картину.

Типы динамиков

Немного теории. Современные звукоизлучатели – колонки, делятся на два основных типа. Рассмотрим их детальнее.

1. Коаксиальные

Самый распространенный и недорогой по цене тип динамиков – коаксиальные колонки имеют ряд отличительных конструктивных особенностей, а именно:

• собираются в одном корпусе;
• содержат от двух до трех излучателей для каждого спектра воспроизводимых частот;
• способны воспроизводить весь звуковой спектр от НЧ до ВЧ с приемлемым качеством воспроизведения.
Основная цель создания и эксплуатации таких излучателей – денежная экономия. Коаксиальные динамики отличают:
• простота производства;
• дешевые компоненты;
• отлаженный производственный цикл;
• обширная география распространения;
• низкая цена.

Популярная компоновка коаксиальных акустических излучателей – один динамик для НЧ, и второй для СЧ и ВЧ диапазонов. Их повседневное наименование – “двухполосные колонки”, тогда как “трехполосные динамики” отличаются увеличенным на один числом излучателей с разделением ВЧ и СЧ по разным каналам.

Разделение частот влияет и на размер динамиков в акустической колонке – излучатель для низких частот соизмеримо больше предназначенных для воспроизведения средних и высоких.

Стоит учитывать, что отлично сделанные и хорошо отбалансированные коаксиальные колонки способны обеспечить очень качественное и “полновесное” звучание во всех частотных диапазонах. Этот тип колонок обычно применяется в авто при организации автозвука с недорогими и качественными комплектующими.

2. Компонентные.

Второй тип динамиков – компонентные, в которых, в отличие от коаксиальных, происходит разделение каналов по разным корпусам – высокочастотные динамики устанавливаются отдельно от средне- и низкочастотных. Разными являются и размеры излучателей – ВЧ колонки имеют небольшие габариты, что позволяет устанавливать их в наименее подготовленных местах, тогда как необходимые для качественного воспроизведения НЧ и СЧ излучатели существенно больше по размерам, и монтируются в более просторных и свободных нишах.

Применение компонентных динамиков в авто при установке автозвука требует грамотного подхода к организации “движения звука”, четко разделяя частотные спектры по корпусу машины для создания так называемого зонального звучания.

Схема расположения компонентных колонок проста:

• в приборной панели (“торпеде”) или на передних стойках размещаются высокочастотные излучатели, направленные на водителя и расположившегося спереди пассажира;
• среднечастотные динамики располагаются в передних дверях;
• низкочастотные колонки устанавливаются сзади – на задней полке либо за пассажирским диваном;
• сабвуфер размещается за задним пассажирским креслом либо в багажнике для создания атмосферного низкочастотного вибрирующего звука*.

*При использовании сабвуфера необходимо помнить о максимально допустимой мощности, превышение которой негативно скажется на работе других приборов и устройств. Например, на работоспособности парковочного радара с установленными в заднем бампере датчиками парковки.

Альтернативный вариант – размещение СЧ и НЧ излучателей в задних дверях, то есть нужной картины распределения акустических волн по салону можно добиться различными способами с разным расположением колонок в авто.

Компонентный автозвук – профессиональное и обеспечивающее наилучшее звучание техническое решение, идеально подходящее для использования в автомобилях.

Единственный минус – более высокая в сравнении с коаксиальными моделями стоимость, разница в которой часто теряется при комплексном заказе автомобильной акустики с установкой в профессиональных мастерских.

Размер

Важное различие между колонками – размер динамиков, разделяющий их предназначение на:

• для ВЧ – маленькие (размером 10-13 см);
• для СЧ и частично НЧ – средние (16-17 см);
• для выделения НЧ и качественного излучения средних частот – большие (от 18 см в диаметре).

Для оценки этого параметра есть очень простое правило – чем больше размер излучателей, тем качественней звук и шире воспроизводимый с их помощью частотный диапазон. Если упростить эту формулу, то получится знаменитое на весь мир “больше – лучше”, которым и предлагается пользоваться при выборе решений для организации хорошей акустики в авто с установкой автозвука по всем правилам и акустическим требованиям.

Мощность

Другой важный параметр при выборе динамиков для автомагнитолы в автомобиль – мощность колонок, которой очень часто оперируют неправильно и некорректно.

При подборе динамиков по мощности излучения следует руководствоваться простейшими правилами, исключающими неправильный выбор колонок для магнитолы даже совершенно несведущими в вопросе автолюбителями.

Вот они:

• номинальная мощность излучателей и автомагнитолы должны быть примерно равны;
• допускается использоваться динамиков большей мощности, но с незначительной разницей;
• не рекомендуется устанавливать колонки с меньшей мощностью, чем у магнитолы (усилителя).

Важно: Мощность динамиков не является качественной характеристикой, то есть не отражает показатель качества звучания в отрыве от других показателей изделия и устройства воспроизведения.

Мощность колонок устанавливается в следующих значениях:

• номинальная;
• максимальная;
• пиковая.

При организации автозвука в машине следует руководствоваться только показателем номинальной мощности у магнитолы и колонок, тогда как пиковая, часто фигурирующая в описании в качестве “рабочей” со значением “Max”, вместе с максимальной являются несущественными при подборе компонентов параметрами. Необходимо найти в руководстве к устройству именно значение номинальной мощности, которая определяет границы воспроизведения звука в установленных разработчиком/производителем пределах без ограничений по времени.

Следующие параметры, которыми необходимо руководствоваться при выборе автомагнитолы для установки автозвука в автомобиль, рассмотрим во второй части данного материала.