Парктроник против лидаров самоуправляемых авто: Что ждет парковочные радары

Парктроник против лидараНа фоне повседневного упоминания стремительно формирующегося в автомобилестроении сегмента – самоуправляемых и роботизированных автомобилей, все чаще возникают вопросы о предстоящих изменениях в пока еще актуальных технических нишах “околоавтомобильных” тематик, к которым относятся устройства-помощники водителей. Если проще – каковы шансы современных и перспективных моделей парктроников “выжить” на фоне актуализации их серьезных конкурентов в сфере предотвращения столкновений – устройств под названием “лидар”, которыми в обязательном порядке оснащаются управляемые поумневшей электроникой и другими умными системами машины. Постараемся выяснить, что делать планирующим установить парктроник на авто владельцам – дождаться скорого появления интересных и более эффективных альтернатив, или обходиться существующими решениями на рынке, воспользовавшись предложением монтирующих парковочные радары автомобильных мастеров.

Помощник при парковке: Как работает

Первым делом стоит вспомнить, как работает обеспечивающее помощь при парковке устройство – с помощью каких физических законов и установленных компонентов парктроник предотвращает почти неизбежное столкновение с препятствием или другим участником дорожного движения.

Вкратце принцип действия парковочного радара можно описать как действие в 3 акта. Так, умная электроника гаджета выполняет следующие операции:

• рассылка звуковых сигналов при помощи вмонтированных в а/м ультразвуковых приемопередатчиков;
• прослушивание “эфира” для поиска отраженного от физических объектов звука;
• расчет дистанции до отразившего ультразвуковой сигнал объекта.

Все эти операции выполняются циклично, то есть с постоянным повторением, и занимают на исполнение считанные миллисекунды, что дает водителю шанс своевременно отреагировать на предупреждение. Скорость реакции человека на возникающие вокруг него раздражители не равна нулю, что при движении на высоких скоростях уменьшает шанс вовремя нажать на тормоз или вывернуть в нужную сторону руль.

Для излучения ультразвукового сигнала, который человеческое ухо не в состоянии услышать, применяются миниатюрные радары-излучатели, чаще называемые парковочными датчиками или сенсорами. Для наибольшей эффективности они устанавливаются на максимально выступающей за габариты корпуса части автотранспорта – прямо в бампере, что позволяет:

• “услышать” расположенное низко препятствие;
• минимизировать вмешательство в конструкцию авто;
• уменьшить возможные издержки при повреждениях;
• повысить эффективность парковочного устройства.

Стоит помнить, что дальность обнаружения препятствий парктроников в автомобиле – 2-2,5 метра, для дорогих моделей некоторых брендов достигающая 3-3,5 м. В этом показателе и кроется критическое различие между парктроником и лидаром, ставшим неотъемлемой частью конструкции самоуправляемой или роботизированной автомашины.

Лидар – лидер ниши?

В отличие от рассмотренного выше парковочного радара, лидар способен “видеть” дорогу на пути следования автомобиля на гораздо большем удалении от транспортного средства – если пробивная способность парктроника исчисляется в считанных метрах, то LIDAR (Light Identification Detection and Ranging) с легкостью “бьет” на 100-300 м. В чем кроются отличия?

По принципу действия парктроник и лидар – радары, рассчитывающие дистанцию до опасного объекта математически, опираясь на физические свойства применяемого для этого средства. В случае с парковочным устройством таким средством становится ультразвук, а для лидара для распознавания и уточнения расстояния до предмета применяется световой луч. Здесь и кроется принципиальная разница применяемых подходов – “услышать” ультразвуковой сигнал на огромной дистанции невозможно из-за физических ограничений звука и среды его распространения, тогда как свет за считанные мгновения способен пролетать десятки километров. Время между моментом “вылета” луча или ультразвукового сигнала и их возвращением в приемную часть устройства позволяет с точностью до сантиметра рассчитать необходимую дистанцию.

Таким образом, лидар обладает очень важным для этой технологии преимуществом – максимальным расстоянием обнаружения возможного препятствия для двигающегося по дороге авто. Но не все так гладко.

У технологии LIDAR есть и минусы. Вот они:

• дороговизна – цена лидара, в зависимости от примененного излучателя, многократно превышает стоимость парктроника с установкой и камерой заднего вида;
• технологические ограничения – для разных климатических условий и параметров освещения требуются разные комплекты излучателей и приемников;
• особенности установки – для монтажа лидара требуется больше места и высокая точка расположения;
• ухудшение эффективности при попадании света на отражающие и светопоглощающие поверхности.

Если совершенно любой парктроник “видит” в темноте, бесперебойно предупреждая водителя о вероятном столкновении, то для получения эффективного лидара для работы ночью и в любую погоду потребуются очень дорогие и отсутствующие в массовом производстве лазеры. В дополнение к ним требуются высокопроизводительные вычислительные системы, негативно влияющие на итоговую стоимость готовых решений – применение лидара как замены парктронику невозможно сразу по нескольким причинам.

Почему парктроник не заменит лидар

Среди причин, почему лидар не станет заменой парковочным устройствам, особо отметить необходимо следующие:
• высокая стоимость (цены на отдельные модели достигают десятков тысяч долларов США);
• особенности монтажа и место установки;
• технические ограничения – лидар “не видит” происходящее в непосредственной близости от а/м;
• сложность монтажа дополнительных систем и проводки.
Простыми словами, для решения задач парктроника – облегчение парковки и езды по перегруженным улицам и дворовой территории, потребуется установка в машине отдельного лидара на уровне бампера. То есть там, где обычно устанавливается парковочный радар. При этом для варианта с двухсторонним расположением, когда датчики монтируются спереди и сзади, лидаров потребуется сразу три – на переднем и заднем бамперах, а также сверху на крыше корпуса для более “дальнобойной” работы прибора. В ценовом плане такая конфигурация становится очень невыгодной, автоматически аннулируя шансы появления таких технологий в массовом автомобильном сегменте.

При текущем положении дел в автоиндустрии вытеснить парковочные радары лидары не смогут даже после активного внедрения в массовое производство авто с роботизированным управлением. Для снижения расценок на устройства светового обнаружения и определения дальности до сопоставимого с парктрониками уровня потребуется наращивание их производства до сотен миллионов единиц ежегодно, что недоступно для современного рынка. Таким образом, единственным и самым недорогим по стоимости решением вопроса профилактики аварийности на парковках и при маневрах во дворах был и остается современный парктроник, цена с установкой которого составляет всего несколько тысяч рублей.

Напоминаем, что в Центре CarWorks удастся установить на автомобиль парктроники:

на 4 датчика;
на 8 датчиков;
с камерой заднего вида и дисплеем.

Также в наших мастерских доступны следующие услуги для автомобилистов:

тонировка (задних стекол на 5% и передних по ГОСТу);
полировка фар;
установка ксенона;
ремонт стекол от повреждений;
установка автомобильной сигнализации;
полировка кузова;
бронирование стекол.